воскресенье, 29 сентября 2013 г.

Поговорим о мастер-классах. Начистоту.

Всем привет!
Сегодня будут фотографии, но не мои:) Хотя... мои косвенно:) И длинный пост: сразу хочу  извиниться за многословность, но по другому не получается. С одной стороны это хочется  написать для истории, а с другой стороны важно знать и ваше мнение!

Этот пост я долгое время собиралась  написать, да все никак не получалось. Но в преддверии нового сезона мастер-классов я все-таки пишу эти строки - решила изложить свои мысли по поводу мастер-классов. Возможно кого-то они вдохновят, кого-то заставят пересмотреть свое отношения к мк, кого-то заставят действовать.

Итак, скрапбукингом я начала заниматься 5 лет назад. Мне не понаслышке знакомы все проблемы и вопросы, встающие перед новичками. К сожалению, в моё время не было мастер-классов: в  нашем городе было несколько таких же, как и я, мамочек, желающих сделать своим детям альбомы.  И вот мы, как слепые котята, в условиях жестокой реальности отсутствия какой-либо информации и выбора материалов, учились - сами, на своих ошибках, по работам друг друга. Стоит ли говорить, что начальный этап развития у всех нас был крайне медленным? Сейчас, наблюдая за девочками, которые приходят ко мне на мк, я понимаю, что в то время я потеряла год-полтора на поиски и систематизацию информации. Потому что без компаса в неизвестном месте сложно:) Вопросы самые банальные, но вместе с тем основополагающие - композиция, цвета, как выбрать, чем резать, на что клеить и т.д. Куча времени  и денег на бесценный опыт. И я даже немного завидую тем, кто сейчас стоит в начале "скрап-пути": сегодня есть возможность получить ответы на все интересующие вопросы за пару часов и при этом сэкономить время, деньги и нервы.

Мастер-классы я даю уже 4 года(как хорошо, что есть блоггер:), и за это время я познакомилась со многими девочками. У меня прошло "безумное ослепление" скрапбукингом, и я понимаю, что этот вид творчества может как нравится, так и оставлять к себе равнодушным.  Кому-то нравится шитье, кого-то манит кораблестроение, а кто-то обожает возиться с бумажками - все мы разные и это здорово! Мир многогранен, и просто замечательно, что некоторые его грани, преломляясь через свет нашей души, находят отклик в наших симпатиях и предпочтениях.  На занятия ко мне приходили и приходят люди с абсолютно разной подготовкой: совсем начинающие девочки; те, кто уже некоторое время в этом виде творчества; и даже совсем "случайные прохожие". И вот в отношении последних мне особенно приятно, что многие из них переходят из разряда "случайных" в "постоянно занимающихся" - значит сумела зажечь;)

Итак, что же может дать реальный мастер-класс?
1) Как  упомянуто выше, мастер-класс это отличная возможность сэкономить  время и получить нужную информацию из первых рук.
2) Тематические мастер-классы (например, по каким-то техникам или же по какому-то стилю) дают возможность попробовать что-то новое, при этом не надо покупать весь набор материалов и инструментов: попробовать и понять, к чему лежит душа, что стоит купить, а от чего пока нужно отказаться. Так же не стоит забывать, что после мастер-класса, как правило, можно задавать неснятые вопросы (по телефону, почте, онлайн) - таким образом, есть человек, который в нужную минуту подскажет, как лучше поступить.
3) Одним из плюсов мастер-класса является возможность увидеть процесс работы в живую: именно здесь выявляется куча тонкостей и нюансов, о которых, как правило, не пишут, но которые подразумевают. Технических секретов, которые обычно существуют у каждого мастера и которые на первый взгляд кажутся мелкими, но, как правило, именно они и играют решающую роль. Как написала мне одна из девочек, посетивших последний состоявшийся мк по альбому, "...и вообще у меня такое чувство, что мы не доплатили за МК. 2500 это не цена за изучение столько техник и тонкостей, на руках целый альбом и столько материала в придачу и многое другое...". Опыт бесценен.
4) Мастер-класс - это всегда огромный заряд вдохновением и позитивом, возможность познакомиться и пообщаться с единомышленниками! Именно благодаря мк у нас в городе образовалось что-то типа неформального сообщества скрапперов(мы не секта:)): мы периодически(ну да, пока очень редко 1-2 раза в год, но все впереди:)) встречаемся, общаемся на одном местном форуме, совместно закупаемся в различных магазинах, в том числе и у производителей, что в конечном итоге выходит дешевле.
5) Мастер-классы полезны для бюджета: я, например, на своих занятиях рассказываю, что и где выгодно купить, где можно обойтись подручными средствами, а на чем экономить не стоит.  Причем многие вещи  - это полученный горький опыт, от которого стараешься уберечь девочек.

Существует и другой аспект мк - эффект "розовых очков". И вот на этом хотелось бы остановится подробнее. В моей практике такого не было, чему я очень рада, но я не исключаю такую возможность, тем более, что судя по словам мастеров из других городов, проводящих мастер-классы, такое встречается. Суть проста: человек, идущий на мк, верит в чудо. Конечно же чудо произойдет: куча нового опыта и интересных вещей вы непременно узнаете. Но это все будет бессмысленным, если постоянно не работать над собой и периодически не заниматься самокритикой. Мастер-класс - это толчок к развитию, направление, в котором, возможно, надо двигаться дальше. А  будете вы двигаться или нет, зависит от вашего личного желания и усилий. Именно от усилий - под лежачий камень вода не течет. Нужно не бояться: пробовать, делать,  пусть ошибаться, но не стоять на месте! И тогда обязательно, рано или поздно, что-то получится. Мне на почту периодически приходят письма с просьбой подсказать, разобрать работу, указать на недочеты. Вот такие письма являются самым большим вдохновением: когда я вижу, что человек старается, когда чувствуешь желание развиваться и виртуальный огонек в глазах, очень хочется помочь, даже пусть и в ущерб собственному сну:) Послушать и посмотреть - это одно, а начать делать самой - это совсем другое дело. И вот тогда результат мастер-класса в совокупности с вашими собственными усилиями дадут потрясающий эффект! Уж поверьте;)

Чтобы не быть голословной, я хочу рассказать о нескольких девочках. Собственно, именно мои героини и стали главными вдохновительницами для написания этого поста. Ибо успехи их так хороши, что не поделиться невозможно!:) Скрапбукинг набирает обороты по всей России, и в нашем городе в частности. Это радостно. Особенно  радостно и приятно видеть достижения и успехи тех, кто у тебя учился. Это самая высшая и главная награда! К сожалению, я не могу дать ссылок на некоторых из них: у себя на мк я советую девочкам заводить блоги, выставлять свои работы на всеобщее обозрение и критику, участвовать в различных заданиях - ведь они так стимулируют к действию и заставляют работать мозги. Но каждый находит в скрапе что-то свое, да и есть другие приоритеты - семья, работа, дом, а блогерская атмосфера затягивает:)

Итак, несколько "моих девочек":)  Моих, потому что я с огромным интересом слежу за их развитием, которое не может  не радовать!

Катя Рубенок (блога у нее нет), которая была у меня на нескольких мк еще в году 2010(вроде бы, а может и раньше), а теперь помимо того, что делает на заказ, так еще занимается очень достойной миссией - ведет бесплатные мастер-классы для деток в больницах. Это очень непростое с психологической точки зрения дело, но эффект перекрывает все эмоции - и я с огромным уважением и восхищением отношусь к Кате и ее деятельности!

Многие, наверное, помнят один из первых моих альбомов -  альбом дедушке: с заказчицей, Катей, мы впоследствии подружились, она приходила ко мне на несколько занятий, и сама с успехом стала делать милейшие вещи!

Еще бы я хотела рассказать о Лиле(на фото она слева, дело было на этом мк): Лиля меня поразила своим обдуманным подходом. Такое встретишь нечасто. Но это то, к чему нужно стремиться! После нашего знакомства она присылала мне несколько работ на разбор, причем работы были практически первые, и мне, по большому счету, не было к чему придраться. Да, там не было буйства материалов или каких-то необычных технических приемов. Там было главное - в работах царила гармония!
На первых порах особенно важно правильно подойти к изучению композиции и уделить ей должное внимание: какими бы дорогими и красивыми не были бы материалы, один неверный штрих полностью разрушит все их достоинства. В интернете море примеров. И чтобы этого не произошло - учим теорию. Именно поэтому я уделяю такое важное внимание композиционной составляющей работы! Теория и мозги в дуэте могут и должны отлично спеться!:)

А теперь о девушках, известных в блогосфере:) Лена Скобенко. Не помню в каком году, на один из мк пришла ко мне девушка: если не изменяет память, ее малышу было 4 месяца! По сравнению со мной, находящейся на 8 месяце беременности, Лена была худая-прехудая, чему я, неповоротливая и огромная,  не могла не восхититься:) И именно этим фактом Лена и врезалась мне в память. Ну а двое сыновей, один из которых совсем грудной малышик, и ее присутствие на мастер-классе меня тогда удивили и еще раз доказали: нет ничего невозможного! Если человек хочет, он всего добьется, все организует, все продумает - главное, подойти с умом. Второй раз мы встретились с Леной у меня дома на индивидуальном занятии: на этот раз малышик грудной был у меня:)) Но это не помешало нам продуктивно поработать. Успехам Лены я очень радуюсь: мы теперь вместе в команде AgiArt Кафе, помимо этого ее увлекло раскрашивание штампов - так что она еще в одной тематической дизайн-команде. И все благодаря чему? Желанию и воле!

Отдельно хочется рассказать о Насте Хаернасовой.  Она тоже "моя", и я очень рада ее успехам! Особенно радует то, что Настя нашла себя, свой стиль в творчестве. Ее знакомство со скрапом произошло на одном из моих мк: тогда мы делали  открытку в стиле шебби шик. Настя буквально заболела шебби и винтажем, что вообщем-то случается практически у 90% новичков, у нее даже была навязчивая идея попасть в один из блогов, специализирующихся на этих двух стилях, на что я ее всячески отговаривала - не в этом счастье:) И тут сложилась так судьба - Настя пришла ко мне на мастер-класс по техникам. События того дня до сих очень четко живут в моей памяти, особенно некоторые жесты, взгляды, слова. Я специально не уделяла Насте тогда много внимания - наблюдала за ней со стороны, дала остаться наедине с атмосферой: она была растеряна... растеряна, но заинтересована. И вот с того дня процесс пошел! Сначала  штампы, эмбосинг, потом краски, текстурка: всеми эмоциями Настя делилась со мной по скайпу - мы часто общаемся. Через несколько фраз после этого мк я поняла, что Настя на верном пути и этап "шебби-винтажный" успешно пройден: впереди новый уровень! Сейчас Настя дизайнер нескольких блогов, так же начала давать мк у нас в городе, но главное - она нашла стиль, созвучный с ее внутренним миром, ее эмоциями и темпераментом. И это чувствуется по ее работам. Но за этим стоит большая работа над собой, критика(здесь я тоже принимала участие, порой даже весьма строгое:) и желание развиваться. А это фото с того самого "особенного" мастер-класса, Настя в работе - слева в черном, спиной к нам:)
Еще не могу не сказать о Свете Васильевой. На мастер-классах я чувствую, что Света не просто повторяет, а обдуманно совершает действия: работа головой в совокупности со знаниями дают отличный результат! Посмотрите, какие чудесные альбомы стали получаться у Светы! Последний просто чудо - придраться не к чему! Свет, ты умничка!

О своих девочках я могу рассказывать о каждой в отдельности очень долго. Их было и есть в разы больше, чем здесь написано. У каждой свой темп развития, свои успехи, которые меня лично очень вдохновляют, свои предпочтения!  Но главное: очень приятно наблюдать, как посеянное зерно опыта и знаний, политое трудолюбием и правильной критикой, дает хорошие плоды! Поэтому если собираетесь на мастер-класс, приготовьтесь к обдуманному впитыванию информации и дальнейшему ее использованию - мк это лишь начало:) И не обижайтесь на критику - она во благо!

Кстати, с некоторыми девочками я стала заниматься виртуально - по скайпу. Мы знакомы в реальной жизни - они приходили ко мне на мк, но из-за того, что мы находимся в разных городах, сейчас занимаемся виртуально. И совсем скоро будет показан первый альбом: Марина уже на издыхании, но осталось совсем чуть-чуть:)

Сегодня я постаралась донести мысль о том, что посещения мастер-класса ничего не  стоит без усилий учащегося. Мастер-класс в данном случае, как хорошая книга: может дать знания и чужой опыт,  показать, как работает конкретный мастер, как идет его ход мыслей в работе, от чего отталкивается фантазия. Но использование всего полученного целиком и полностью зависит от вас. И мастерам, дающим мастер-классы, всегда особенно приятно видеть успехи "учеников", хочется помогать развиваться человеку дальше! Не бойтесь критики, я бы сказала даже, просите покритиковать работу: к критическим замечаниям всегда стоит прислушиваться, причем желательно, чтобы это были не только те, кто занимаются скрапом, но и обыватели(родные, близкие, друзья, особенно мужчины!) - иногда можно услышать много полезного и важного. Главное, правильно воспринимать критику и анализировать ее умом, а не сердцем.

На этом, пожалуй, все. Про себя хочу сказать, что я не только сама учу людей, но и обучаюсь, поэтому все вышеизложенное написано с позиции и преподавателя, и ученика. Не бойтесь глупых вопросов, не бойтесь ошибиться и сделать неправильно, не бойтесь критики -  бойтесь остаться на месте! И всегда уделяйте внимание "неважной" теории!

Надеюсь,  украденные несколько часов у сна кому-то окажутся полезными.  Я со своей стороны буду очень признательна за комментарии и отзывы - смелее оставляйте свое мнение! Ведь чем больше мнений, тем больше вероятность найти верное решение!:)

Пишите! И до встречи!:)

24 комментария:

  1. Люда, прекрасная статья! Спасибо за такие теплые слова, которые обо мне пишешь! Я не стою на месте, медленно, но иду вперед))) Наконец-то завела совсем недавно блог. Он, конечно, еще не оформлен, сыроват во всем, но начало положено, а это главное!!! И именно ты поспособствовала этому! Твои МК дали мне очень многое - настолько бесценный опыт я получила по теории и практике. И очень рада, что таким новичкам в скрапе, как я, есть у кого поучиться, не тратя впустую время и деньги! А больше всего радует, что для того, чтобы учиться, не надо ехать куда-то, Скрап-Мастерицы живут рядом, в родном городе. Скрап открыл для меня новые знакомства, много приятного общения, поддержку во всех начинаниях. Девочки все такие приятные и легкие в общении, очень добрые и отзывчивые! В таком кругу Скрап-Мастериц очень хочется развиваться и идти дальше! И это чистая правда!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О,Лиль, про блог отличная новость - поздравляю!! С радость добавлю ссылку в этот пост на тебя, а то прямо сожалела,что не могу указать, пришлось фото выкладывать:) А вообще ты умничка - продолжай в том же духе! Что касается темпа - он у всех индивидуальный, а количество работ - лучше меньше, да лучше!

      Удалить
  2. Люда, как дешево у вас стоят МК :)
    а если серьезно, то хорошая статья, ты правильно все пишешь. хочу еще добавить про розовые очки - я сама несколько раз ходила на МК к известным иностранным мастерицам, и каждый раз разочаровывалась. наверное потому, что в описаниях мне обещали раскрытие секретов, и обучение тайным техникам, а на деле мы тупо клеили цветочки на страничку, при чем все одинаково, иначе мастерица сердилась :). ну и я сделала для себя вывод, что больше на МК не хожу, я из тех, кому легче учиться самостоятельно. это я к тому, что МК с правильным описанием никого не разочарует, так как те, кому это не нужно на него просто не придут.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Оль, про мк известных иностранных мастериц я уже во многих блогах читала. Мне кажется, на такие занятия ходят больше не для учебы, а для галочки и знакомства, атмосферы и вообще поглядеть. В нашу глубинку никто не приезжает, да и народу не соберется, чтобы это все окупить, поэтому сами. По поводу самостоятельного обучения: есть люди, "сами обучаемые", а есть, кому нужно рассказать и показать.

      Удалить
  3. Спасибо, Люда, что отметила меня. Очень приятно. Благодарна случаю, что попала к тебе на мастер- классы. И лично тебе очень благодарна за те знания и навыки, которые получила на занятиях. Нескончаемого вдохновения и времени тебе!

    ОтветитьУдалить
  4. Ой, Люда, читаю и прям приятно и слезы наворачиваются. Во - первых, еще раз повторюсь, СПАСИБО за творческий пинок! Я всегда говорила и говорю об этом и не стесняюсь, не "бью себя копытом в грудь" мол я сама. Не раз писала даже, что действительно именно ты дала этот толчок. На тот момент я скрапить только начинала. Не знала про клей, про материалы и тем более что есть такие возможности закупок. Техники для меня были тьма, да и стили тоже. Благодаря твоим мк появилась та отправная точка с которой начался осознанный скрап. Скрап для души и намного позднее для дополнительного заработка.
    Без капли лжи скажу, что общение после мк, которое поддерживается, возможность обратиться за советом, представить работу на "разбор полётов" это очень важно. Очень важно. Вот именно была эта поддержка. И порой, как и написано у Люды я получала порой достаточно жесткую критику, но не сдавалась и "добивала" работу)) И так приятно получать теплые слова в последствии. А про стиль и внутренний мир это отдельная история. Но когда начала делать первые работы в стиле гранж и микс медия, Люда сказала. "Бросай ты свое шебби, вот это твоё"))) И тогда я поняла (как сейчас оказалось намного позднее Люды) что вот процесс пошел!)) А сейчас сама МК преподаю. Кто бы мол подумать?))))
    Не помню в какой момент, но общение только про скрап переросло в общение живое и человеческое. Мы стали общаться не только о "бумажках", а на отвлеченные темы и это тоже огромный плюс. Сейчас я смело могу обратиться к Люде не только в скраповых вопросах, но и в вопросах воспитания, питания и духовного развития и тд. А так же просто написать или позвонить и спросить как дела?))) К чему вот это отвлеченность в моем тексте от темы поста? Ответ очевиден. Те МК открыли не только горизонты скрапа, но простого человеческого общения! После МК мы общаемся, общаемся с другими ученицами, общаемся между собой. Это ли не здорово?
    Прошло кажется 1,5 года с момента первого МК И кстати когда возникает желание включить большое количество элементов, украшений и пр. в открытку, всегда останавливаю себя словами Люды, сказанные в день первого МК "Открытка должна дышать"))))
    Спасибо Люда! Вот от всего сердца)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вот я накатала тут на одном дыхании))))

      Удалить
    2. Все очень правильно написала, Насть!

      Удалить
    3. Насть,спасибо тебе! Про слезы - у меня от твоего комментария комочек:)
      Очень здорово, что это не просто хобби - это первая ступень, которая открывает длинную лестницу общения между людьми!:)

      Удалить
  5. Отличный пост - правильные умозаключения - великолепный итог! Спасибо - кое-что возьму для себя.

    ОтветитьУдалить
  6. Хорошая тема затронута. И хотя лично комне никакого отношения не имеет, прочиала с большим удовольствием и была тронута )))

    ОтветитьУдалить
  7. Да, статья интересная и тема актуальная. Вчера была на МК у Насти и до сих пор в приятном шоке)). Микс медия давно меня завораживал, но рука как то сама не поднималась...и вот вчера под чутким руководством Анастасии я сотворила "шедевр", которым до сих пор любуюсь и не верю, что это я))) И МК, конечно, стоит посещать не только для обучения, изучения, а и для как выше написано Людмилой, для общения творческого! И, конечно же, для экономия времени на самостоятельное изучение, когда охота сотворить прям тут и сейчас и не охота долго долго пробовать и мучиться в поиске своего)) И хорошо, что Уфа недалеко от Стерлитамака и тут много известных скрап-мастериц!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да,Татьяна, тем более, что на мк как правило мастер старается показать весь процесс с более выгодной стороны, уводя от ошибок, тем самым и удовольствия больше:) Надеюсь, мы познакомимся в реальной жизни!:)

      Удалить
    2. ДА, верно! Очень горю желанием познакомиться и попасть к тебе на МК!)))

      Удалить
  8. Люда, как ты все хорошо написала! Зашла к твоим девочкам, у них такие работы прекрасные!!! А ты большая умнимца и хороший человечек!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Людмила, очень интересно было прочитать Ваш пост. Напишу Вам и мое мнение по этому вопросу. Я живу в Москве и выбор мастер-классов очень огромный! В начале я посещала мастер-классы, но со временем поняла, что уже не хочу просто пойти, а хочется узнать что-то конкретное, попробовать то, чего раньше не пробовала, новые техники или материалы. Сейчас я бы с удовольствием пришла к Вам на мастер-класс. Мне очень близки Ваши работы, цепляют что ли. Вы меня здорово вдохновляете! Спасибо Вам за это! Приезжайте в Москву, я с большой радостью приду на мастер-класс и научусь чему-нибудь новому!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Наталья! И я очень рада, что в моих работах вы находите капельку вдохновения - это очень радует и является толчком делать еще и еще! Про Москву - зовите, я приеду с удовольствием!:)

      Удалить
  10. Ой, так неожиданно, увидеть свое имя))). На самом деле, когда я в первый раз наткнулась в интернете на статьи по скрапу, первое о чем я подумала, что никогда не буду этим заниматься. Был только один вопрос, где люди берут столько фантазии. К тому времени я уже лет 10 занималась вышивкой, а в этом виде творчества главным качеством является терпение и сила воли, если хочешь справиться с большим проектом. А перед новым 2010 годом я попала к тебе на мк, открытка, которую я сделала, потом подписал Дед Мороз и положил под елку вместе с другими подарками, поэтому мой детеныш бережно ее хранит))). Не скажу конечно, что за это время я достигла каких-то больших успехов, по сравнению с другими твоими ученицами, но скрапить стараюсь регулярно и это уже больше похоже на вредную привычку))).
    А по-поводу больницы... вы даже не представляете, с каким удовольствием не только дети, но и родители приходят на эти занятия. Как важно для них отвлечься и не думать постоянно о своей болезни. Конечно же заниматься скрапом более увлекательно, чем просто работать с цветной бумагой, уж мы то с вами знаем, сколько положительных эмоций приносит этот процесс, а это именно то, что очень важно и нужно для выздоровления.
    И вот еще, знаешь о чем думаю, что Бог ведет нас, каждого, своими путями, и я не могла не попасть к тебе на мк, чтобы потом в итоге заниматься тем, что я делаю. Спасибо тебе дорогая, за вдохновение!
    Мой блог: http://katrinstudio-katy.blogspot.ru/ , заходи))).

    ОтветитьУдалить
  11. здорово написано! я немного проводила МК и даже один персональный - когда люди в группе, это легче, они друг у друга смотрят, вроде им не страшно)) а личные уроки - показалось, что к этому больше как к забаве относятся - типа зрелище за свои деньги. может просто так получилось - времени было мало, а ученица попросила чтобы делала я, а она будет смотреть) я даже от одного урока отказалась - много личных вопросов задавал человек, в общем типа "на обезьянку говорящую посмотреть".

    по обратной связи - хорошо, когда она есть, и когда людям урок служит толчком. но, опять же, по инд. занятиям - если человек звонит потом с вопросами почти каждый день мне лично кажется, что в итоге урок растягивается на это количество времени. хорошо, что спрашивают - но отношение получается как к собственности, ведь преподаватель не нянька, чтобы решать все по каждому вопросу)).

    из опыта в МК вынесла статьи, написала на ЯМ - http://www.livemaster.ru/topic/203099-kak-provesti-domashnij-master-klass-chast-1?vr=1&inside=1&wf=&cp=1 и тут http://www.livemaster.ru/topic/205437-kak-provesti-domashnij-master-klass-chast-2?vr=1&inside=0

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я достаточно строгий учитель:) Девочки подтвердят:я больше ищу ошибки и объясняю, почему так делать нельзя, чем восхваляю работу:) Похвалить всегда успеется, надо же по делу хвалить. Знаю, что некоторые девочки учат по принципу "побольше хвалить". Но я считаю, что лучше ошибки устранять сразу, чтобы они не повторялись и не входили в привычку:) Именно поэтому, когда я начинаю лестно отзываться о работах своих девочек, они очень рады, ибо "Ваша похвала дорого стоит", как сказали несколько моих учениц:) Тоже самое касается и постМК-шного общения: у нас четко стоят рамки, да и я сама стараюсь все рассказать до мелочей, иногда прошу что-то брать на карандаш, потому что очевидные вещи забываются в первую очередь:)
      И я не даю точного лифтинга - это и самим можно сделать, что я конечно же рекомендую. На мк заставляю думать:)))

      Удалить
    2. И спасибо за Ваш опыт- пойду почитаю. Он лишним не бывает!;)

      Удалить
    3. о, заставлять думать - у меня не было таких учеников)) учу всех по шаблону, самое простое и то многие не сразу вникают - всегда случайная публика, а инд занятие - женщина-руководитель 54 года - ищет занятие на пенсию, и приглашает всех мастеров по очереди к себе в офис вечером заниматься. похвально, но когда на второй урок меня позвали на дачу (типа ей так удобно) - мне показалось это перебором. помещение важно - обустроенное и нейтральное. домашние МК я проводила в чужой свободной квартире - после урока все торопились и даже на чай не оставались многие.

      а сейчас вот написали на ЯМ - Новогодний корпоратив 100 чел, будет столик с МК для желающих - типа все кто хочет должны сделать Новогоднюю открытку, время работы мастера - полтора часа. ужас - люди относятся к творчеству как к шоу, это еще ладно - но под алкоголь...

      лучше на "ты" - мы заочно все много лет в блогах знакомы;) В контакте мы друзья)) - я там Надежда Баландина, на ЯМ сейчас взяла псевдоним.

      Удалить
    4. У меня самая взрослая ученица - тоже женщина лет около 50: не знаю как она, но я не чувствую разницы - у меня на мк все девочки:) На занятия до 10-12 человек конечно же индивидуальный подход, а когда идет "шоу" на 50 человек - это уже шоу, никакой индивидуальности, все по шаблону:)

      Удалить

Спасибо огромное за комментарии - они очень вдохновляют!:)